Архитектура равнодушных, часть I: реновация облика — еще не тенденция, но уже тренд

405
03 апреля 2024
Передовые производства больше не хотят выглядеть как унылые, сугубо утилитарные «коробки». Вспоминая практику 100-200-летней давности, они стремятся стать архитектурно значимыми элементами окружающей среды, поэтому привлекают к работе над созданием новых и реновацией старых промышленных корпусов не только технических специалистов, но и известных архитекторов

Недавно архитекторы бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) разработали и реализовали проект реновации облика одного их трубопрокатных цехов Волжского трубного завода (ВТЗ), расположенного в городе Волжский Волгоградской области и входящего в состав Трубной металлургической компании (ТМК). В ходе модернизации цеха в конце 2022 года руководство ВТЗ решило создать свежий эффектный образ инновационной производственной площадки. Приглашенному для этого бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) было предложено поискать архитектурные идеи для промышленного пространства нового поколения, в котором создаются трубы из углеродистых и нержавеющих сталей и труднодеформируемых сплавов — то есть, по определению представителей завода, изделия высокотехнологичные, изящные и дорогие. 

---

BFM.ru побеседовал с другими «производственниками» и узнал их отношение к возможности сделать промышленные объемы архитектурно привлекательными, а потому особо интересными для туристов. Как следует из слов директора завода «Виола» в Московской области Архипа Бараненко, у пищевиков, например, отношение и к тому, и к другому особое. 

Архип Бараненко, директор завода «Виола» в Московской области:

«Проектирование промышленных предприятий, как, впрочем, и любых других зданий, достаточно давно подчинено прежде всего градостроительным нормам. Например, при строительстве производственной площадки компании «Виола» в Подмосковье мы должны были учесть близость объекта культурного наследия — усадьбы Олсуфьевых, откуда открывается вид в том числе на завод. Это ограничило высоту здания, а также определило его цвет: синие и серые цвета и оттенки позволили зданию сливаться с небом, не выделяться при обзоре со стороны усадьбы. Для получения разрешения на строительство был проведен визуально-ландшафтный анализ, получено соответствующее заключение. С точки зрения форм здания завода — решение было принято по аналогии с производственными площадками финского концерна (с учетом богатого опыта строительства предприятий в Финляндии). Это лаконичные и простые формы, с одной стороны, характерные для архитектурных решений стран Северной Европы, а с другой, вполне соответствующие утилитарным заводским функциям. В архитектуре и проектировании заводов есть определенная доля творчества, но куда больше математики, точных расчетов и соблюдения многочисленных требований, нормативно-правовых актов и технических регламентов — в области охраны труда, пожарной безопасности, экологического законодательства и многого другого. Вместе с тем, конечно, если архитектурные решения в рамках законодательных норм могут повысить уровень комфорта сотрудников, компания как работодатель будет в этом заинтересована. Например, нормативно-правовые акты строго регламентируют освещенность тех или иных помещений. Даже наличие или отсутствие окон, а также их процент в помещении могут быть обусловлены конкретными требованиями: скажем, в котельных легкосбрасываемые окна занимают важное с точки зрения обеспечения безопасности и эффективности работы. Яркий пример творческого решения утилитарной задачи по обеспечению уровня естественного освещения — зенитные фонари и крышные люки дымоудаления. Это отверстия в кровле, закрытые прозрачным пластиком, — такие есть и в помещениях производства «Виола» в подмосковном Ершове. Помимо прочего, они позволяют достичь целевого уровня освещенности и выполняют в каком-то смысле функцию украшения помещения, недаром световые фонари стали одной из фирменных черт известного финского архитектора XX века Алвара Аалто. С точки зрения колеровки помещений (как производственных, так и офисных) широко используются нейтральные светлые цвета, которые позволяют визуально увеличить помещение, влияют на освещенность и в то же время не отвлекают сотрудников. Лаконичный, светлый дизайн интерьеров давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный в плане положительного влияния на продуктивность — есть ряд опросов и исследований, подтверждающих это. Отсутствие лишнего, наличие свободного пространства, лаконичность — это еще и требование безопасности. Расстановка производственных линий осуществляется по строго согласованной схеме, учитывающей требования к технологическим разрывам и ширине проходов, еще на этапе проектирования планируются рабочие места, их площадь, места для хранения инструментов — сотрудник производства должен свободно перемещаться, без угрозы споткнуться или зацепиться. Отдельно подчеркнем, что в проектировании предприятий критически важны требования и к безопасности и качеству готовой продукции, санитарно-гигиенические нормы (например, разделение чистых и стерильных зон, организация помещений для переодевания). Да вот хотя бы: ни при каких условиях из зала приемки молока, куда заезжает молоковоз, нельзя напрямую попасть в зал фасовки или в зал, где хранится сырье. И эти аспекты тоже регламентированы соответствующими нормативно-правовыми актами, а в случае с предприятием «Виола» — дополнительно и более строгими внутренними требованиями компании. Что касается промышленного туризма, то мы считаем, что это интересная и полезная инициатива, которая позволяет потребителям лучше узнавать о производстве, а предприятиям и компаниям — бороться с потребительскими мифами и повышать лояльность. Вместе с тем посещение широкой группой лиц предприятий, особенно специализирующихся на производстве продуктов питания, — это риски, которые необходимо исключить. Посещение предприятий экскурсантами должно быть безопасно и для гостей, и для продукции. Для этого необходимо проектировать дополнительные коридоры, обеспечивать инфраструктуру. В случае завода «Виола» в Подмосковье экскурсии возможно реализовать только путем реконструкции здания и внесения значительных изменений в проект — изначально завод не был предназначен для посещения широкой аудиторией. Но в своих планах по расширению мы рассматриваем такую возможность». 

Полная версия статьи - в источнике на BFM.ru

Было полезно?
Другие новости