Наука или иллюзия: врач и фокусник тестируют народные методы проверки качества в шоу о молочных продуктах

164
02 июня 2025
изображение
Viola представила новый просветительский видеопроект — шоу «Молочный отдел», в котором “народные” способы проверки молочных продуктов проходят оценку наукой. Сыр горит — значит ли это, что в нем есть растительные жиры? Что йод может рассказать про йогурт? Кот отказывается от молока — это повод насторожиться? Работают ли популярные способы проверки качества молочных продуктов и выявления фальсификата в домашних условиях? Именно на эти вопросы ищут ответы и тысячи пользователей интернета, и создатели проекта.

Ведущими шоу выступили врач и популяризатор науки Алексей Водовозов и телеведущий и иллюзионист Николай Фомушин. Такой дуэт был выбран, чтобы взглянуть на подобные проверки одновременно с научной и «эмоциональной» точки зрения, соединяя экспертные знания и житейский опыт.

В четырёх эпизодах ведущие оценят, как работают распространенные методы «домашнего контроля качества» молока, сыра, масла и йогуртов. Для шоу были выбраны наиболее часто упоминаемые потребителями способы — как по данным обращений на горячую линию Viola, так и по материалам в сети Интернет. Каждый способ прошел оценку наукой: какие из них действительно работают, а какие — просто миф.  В поисках правды ведущие шоу привлекут кота, разведут огонь и даже достанут пилу.

Стремление проверить качество продуктов питания в домашних условиях — острая тема. Тысячи людей ищут способы убедиться, что производитель честен с ними. Это подтверждает, например, анализ поисковых запросов русскоязычных пользователей интернета. По данным аналитики, только прямых запросов о способах домашней проверки молочных продуктов пользователи отправляют несколько тысяч в месяц. В пиковые сезоны — под Новый год и летом — их число вырастает, а за год набираются десятки тысяч.

Николай Фомушин
ведущий и фокусник
В век избытка информации и изобилия продуктов нам хочется как-то себя обезопасить, разобраться во всем самим и все проконтролировать, но на самом деле, это не контроль - это лишь иллюзия контроля.

Итоги шоу неутешительны для тех, кто стремится лично убедиться в качестве продукции. В большинстве случаев узнать правду при помощи подручных инструментов не получится, и даже работающие с точки зрения науки проверки, проведенные в домашних условиях, дают недостоверные результаты.

Алексей Водовозов
ведущий, врач и популяризатор науки
Домашние проверки продуктов питания — это эдакая магия: подожгите, растворите, заморозьте — и вы сделали для своего здоровья всё, что могли. Однако это суррогат заботы о себе. Корректировать рацион и уж тем более на постоянной основе его придерживаться — это слишком сложно. Избегать продуктов по надуманным поводам по причине наличия в них «страшной химии», «ужасного пальмового масла» и тому подобное — это намного проще. Тем более, что опыты человек провёл своими руками, а результаты видел своими глазами. Как можно этому не верить? И то, что интерпретация сделанного и увиденного никак с действительностью не соотносится — это уже часто никого не заботит.

Контроль качества — зона ответственности добросовестного производителя, экспертов с соответствующим образованием и знаниями, а также уполномоченных организаций. Реальные данные о составе продукции можно получить только в лабораторных условиях, где её разбирают до молекул. Продукт на полке — это итог комплексной работы профессионалов и оценки качества на десятках уровней: от собственных лабораторий на заводах производителей до таких профильных организаций, как, например, Роскачество.

Лилия Котельникова
директор Департамента исследований Роскачества
Объяснять потребителям, как на самом деле устроен контроль за качеством продуктов, очень важно. Заблуждений, слухов, домыслов в этой сфере очень много. Да, в быту можно попытаться оценить некоторые характеристики, но абсолютное большинство домашних тестов не выдерживают никакой критики и не доказывают совершенно ничего. По-настоящему достоверные результаты обеспечивают только лабораторные методы. Просветительские проекты, которые помогают разобраться, где наука, а где миф, — важный шаг к более осознанному потреблению.

Посмотреть все выпуски шоу «Молочный отдел» можно на сайте и в социальных сетях компании «Виола»: 

https://viola.ru/journal/molochnyj-otdel

Пресс-папка: 

https://disk.yandex.ru/d/LwCvpdnUyNnZ8w

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 «Молочный отдел» продолжает просветительскую и исследовательскую линию Viola. Проект стал частью инициатив компании по формированию потребительской осведомленности и критического отношения к недостоверной информации о качестве продуктов. Ранее компания провела исследование, в котором приняло участие более 8000 жителей России,  посвящённое непереносимости лактозы. Как выяснилось, тысячи людей предполагают у себя наличие проблемы, но лишь немногие проходят обследование. 59 % знакомы с термином “непереносимость лактозы”, 46 % анкетируемых отметили у себя как минимум один симптом после употребления молочной продукции, который может указывать на непереносимость лактозы, а каждый третий сообщил, что знает о наличии непереносимости молочного сахара у близкого друга или родственника. Исследование также продемонстрировало распространенность заблуждений о лактазной недостаточности и вреде молока: 38 % респондентов предполагают, что употребление лактозы может привести к симптомам, которые на самом деле не имеют научно обоснованной связи с молоком, однако широко тиражируются в разных каналах. Это подтверждает: мифы, домыслы и слухи до сих пор остаются более популярными, чем наука.

Было полезно?
Другие новости